Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.
Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети, воспитателям: откуда, куда, зачем и почему?
Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Для реализации плана по формированию естественно - научных представлений необходимо учитывать несколько условий: первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье; второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей; третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля, разработанный на базе региональной системы «Современная школа». Эти слова для воспитанников детского сада не понятны и не интересны. А вот для детей подготовительной группы «ТОЧКА РОСТА» стала близка, интересна и понятна. Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста начинаю группировать представления о мире по научным областям. Передаю детям отдельные и захватывающие факты из истории, астрономии, географии.
Процесс руководства познавательной активностью детей осуществляю в двух направлениях:
I направление – знакомлю детей с интересными фактами, сведениями о мире. Здесь приобщаю детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира. Эта информация классифицирована по познавательным блокам, каждый из которых соответствует определенной области знаний (наук). Знакомство с новой информацией в основном происходит на фронтальных занятиях, где всем детям группы даю одинаковый объем знаний, который осваивают все воспитанники.
II направление – создаю условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок дополняет, расширяет, конкретизирует свои представления о мире, овладевает различными способами получения знаний (читают, экспериментируют, применяют личный опыт). Это реализую в мероприятиях, которые проходят вне занятий. Самостоятельную познавательную деятельность детей осуществляю во второй половине дня или на прогулках.
Пособия, оборудование, книги - являются основной предметно-развивающей среды, организованной для познания.
Дай ребенку в руки лупу и он найдет 1000 и 1 применение, а если еще рядом поставить чашку с песком дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный интерес. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.
Использование опытно-экспериментальной деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Наша задача – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.
Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.
Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.
В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Применяемые методы и приемы позволяют дошкольникам овладеть стандартными умениями и навыками и типовыми способами решения проблемных ситуаций. Следовательно, перед нами, педагогами, возникает проблема поиска новых способов организации образовательной деятельности.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно-мыслящий гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результат деятельности. Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому мы создаем условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории.
STEAM-лаборатория в нашем детском саду стала точкой роста для всестороннего развития детей.
Она создаёт условия для практических исследований, научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.
Некоторые преимущества такой лаборатории:
- Для детей. Возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и интересное.
- Для родителей. Приобщение к современным образовательным технологиям, создание партнёрских отношений по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей.
- Для педагогов. Расширение педагогических компетенций и возможностей.
- Для ДОУ. Повышение авторитета среди дошкольных учреждений, привлечение к сотрудничеству, обмен опытом среди коллег.
Кроме того, STEAM-лаборатория сокращает время подготовки к занятиям, развивает творческие способности детей, повышает успеваемость в группе и позволяет эффективно работать с разновозрастными группами.
Главный девиз STEAM-образования: «Минимум теории, максимум практики». Опираясь на практический полученный опыт, дети самостоятельно замечают в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивают, анализируют, формируют гипотезы, планируют и проводят эксперименты, придумывают конструкции с возможностью вовлечения в научно-техническое творчество. У дошкольников развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде, творческое мышление, навыки программирования.
Таким образом, проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников» отражает новые методы, приемы и формы организации детской деятельности.